Здравствуйте, друзья.

Как и обещала, я постараюсь подробно отвечать на вопросы, которые мне задают посетители моего мастер-класса.

И это – первый вопрос.

Итак, почему же наши дети перестают слушаться?

На самом деле любая мама и любой папа ничего плохого своему ребёнку не желает.

Все родители мира искренне хотят, чтобы их дети стали счастливыми,  успешными людьми. Хорошо устроились  в жизни – имели хорошо оплачиваемую работу, счастливую семью, здоровых и успешных собственных детей, полноценные отношения и  – дальше список можете продолжить сами, он практически бесконечен и практически всем известен.

Наполненные силой своих самых благих пожеланий, родители стараются обеспечить своим детям возможность реализовать эту мечту. И честно говоря, я полностью понимаю это  желание.

Только психологи  – вредные такие товарищи, и когда звучит подобный вопрос – почему мой ребёнок мне врёт, то сразу начинают выяснять ситуацию и задавать странные вопросы.

Ну, например – сколько ребёнку лет? Мальчик это или девочка? Насколько часто он врёт?

А дальше возникают уж совсем странные вопросы, особенно для гиперзаботливых (слишком сильно заботливых) мам.

Ну например – а вы уверены, что ваш ребёнок хочет именно ТОГО и ТАК, как хотите чего-то ВЫ?

Хорошо ли Вы знаете желания и потребности вашего собственного ребёнка? Его вкусы и склонности? Его собственную сферу интересов?

Каждый ребёнок  – личность уже по факту рождения. И любая мама с первых минут общения со своим чадом сразу может выделить черты, которые отличают её чадо от других, не так ли?

Как? Да по голосу.

Один  – молчун, и беспокоит маму совсем уж когда ну никак нельзя не побеспокоить.

Второй – требовательный и напористый, и всенепременно добьётся своего.

Третий – нежный и музыкальный, возмущается, когда кто-то разговаривает не тем тоном или шумит, но с удовольствием засыпает под классическую музыку… И таких отличий – масса!

У ребёночка уже от рождения своя личная сила и скорость реагирования нервной системы – а значит – свой личный темперамент!

А дальше начинается процесс научения. Принцип этого процесса на первых порах очень просто – «обезьянка видит – обезьянка повторяет!». Что бы мама не предоставляла, как ПРАВИЛА поведения, но копировать ребёнок будет ЕЕ ИСТИННОЕ ПОВЕДЕНИЕ и реагировать кстати тоже.

Если у мамы настроение негативное, если вместо того, чтобы любить своё чадо безусловно и таким,  каким оно есть мама начинает старательно исправлять своего малыша – вот тут и возникает корень проблемы, которую мы обсуждаем. Ребёнок, чувствуя негатив, будет реагировать именно на негатив.  А значит – защищаться от нелюбви.

В младенческом возрасте – постоянными капризами и привлечением к себе внимания, постоянным плачем.

В возрасте отрицания (3 – 4 года) – жёстким нежеланием подчиняться требованиям со стороны мамы. Видели деток, которые в магазине требуют понравившуюся игрушку, закатывая истерику, лёжа спиной на полу и дрыгая ногами? Вот это и есть результат условной любви, когда мама культивирует отношение к младенцу на уровне – «Я люблю тебя, когда ты хороший мальчик (девочка), но когда ты плохой – я тебя не люблю!».

Кстати говоря, в возрасте негативизма закладывается удивительная вещь – умение ЗАЩИЩАТЬ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ! А это – умение говорить НЕТ в ситуации выбора для взрослого человека. Это – сила характера и залог успешности в жизни!

В возрасте 5 -7 лет, когда ребёнок изучает мир взрослых, играя в ролевые игры и изучая таким образом смысл и характер человеческих отношений при условной любви мамы мы рискуем получить МАНИПУЛЯТОРА.

Каким образом?

Работая в школе, я часто наблюдала картину, когда нерелизовавшие себя по каким-то причинам взрослые мамы и папы пытались сделать это, заставляя  своего ребёнка жить согласно собственной мечте, но при этом –  никак не учитывая его собственные особенности. Дети, стараясь быть хорошими и в результате все-таки  добиться любви родителей, соглашаются на этот самообман…

Например, страдают, играя на скрипке – потому что у мамы есть мечта вырастить великого музыканта. Всегда вторые в спорте – и потому что папа желает вырастить спортсмена.

Этот ряд вы можете продолжить сами, – ваши собственные родители, скорее всего,  поступали подобным образом с вами…

А в результате – всю свою взрослую и сознательную жизнь такие дети теряют возможность развивать свои собственные истинные таланты и наклонности, а значит – теряют веру в свои собственные силы.

И продолжают уже во взрослых отношениях стараться БЫТЬ ХОРОШИМИ и ЗАСЛУЖИТЬ ЛЮБОВЬ.

Не знаю, но, наверное, к счастью, к 7 годам сила влияния родителей на собственное чадо ослабевает. Важными фигурами  становятся первая учительница, ровесники, игровая деятельность постепенно сменяется учебно-игровой. Но – основные черты характера человека уже заложены, Я – концепция создана, и тип реагирования на весь мир взрослых уже существует.

Кстати, именно в этом возрасте чаще всего у послушных и удобных детишек возникает сделующее умонастроение: «Мне не нравится то, что ты мне навязываешь, мама. Я чувствую, что на самом деле мне нужно иное. Но назло тебе я сделаю так, как ты говоришь. Я  БУДУ  НЕСЧАТСНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ, НО  ДОКАЖУ  ТЕБЕ, ЧТО  ТЫ  НЕ  ПРАВА! И вот так я накажу тебя!»

Так, когда дети начинают ВРАТЬ сознательно?

Тогда, когда научатся ставить под сомнение те принципы жизни, которые пропагандировались, но НЕ ПОЖИВАЛИСЬ  в их собственной семье. И скорее всего, это происходит уже в младшем подростковом возрасте. В этот период дети оценивают подобную пропаганду как ЛОЖЬ. И кстати, совершенно правы. Некоторые протестуют ярко, сильно и агрессивно. Некоторые – тихо и почти незаметно – но все равно протестуют. Потому что следующим этапом развития – с 15 лет – будут учиться «ставать на крыло» – будут учиться самоопределению и самореализации. Будут выстраивать СВОЮ СОБСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ.

На самом деле, я искренно считаю, что все психологические проблемы детей до 15 лет – это отражение проблем, возникающих в их семьях – проблем у папы и мамы, или у воспитателей этого ребёнка. И корректировать нужно совсем не ребёнка…

Самое главное, что я хочу донести в этой статье – это то, что ребёнок от взрослого отличается только ОПЫТОМ.

Ты можешь дать другому человеку только то, чем обладаешь сам. Ты не в состоянии изменить или перевоспитать никого другого. Но ты полностью в состоянии изменить себя – свой способ жизни так, чтобы сделать свою собственную жизни яркой, полноценной и насыщенной. Тогда и жизнь твоего ребёнка неизбежно станет именно такой. Только такое умонастроение взрослого человека способно прекратить ЛОЖЬ.

Спасибо за внимание!

Жду Ваших вопросов.

Комментировать